|
| постоянный участник
|
Сообщение: 469
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
|
|
Отправлено: 31.05.07 10:06. Заголовок: Ирландский язык
В разделе "Вопросом на вопрос" зашла тема об ирландском. Что ж, давайте развиваться вместе!!! Алфавит (An Aibitir) 1. Ирландский алфавит имеет следующий вид: a, b, c, d, e, f, g, h, i, j, k, l, m, n, o, p, q, r, s, t, u, v, w, x, y, z. 2. j, k, q, v, w, x, y, z встречаются только в заимствованных словах, математических и прочих научных терминах и т.д. 3. Гласные звуки могут быть долгими и краткими. Знак ударения или долготы (síneadh или síneadh fada) над гласным показывает, что он произносится долго: bád, mór, rún, mé, rí. 4. Точно так же, как и гласные со знаком ударения, долго произносятся звуки, обозначаемые следующими комбинациями букв: (а) ae [e:], ao [e:], omh [o:], umh [u:], eo [o:]: Gael (ирландец, гэл), caora (овца), comharle (), umhal (), ceol (музыка). При этом eo читается кратко в словах: seo (вот), anseo (здесь), deoch (напиток), eochair (ключ). (б) i или u перед á, ó fiáin, sióg, fuáil, ruóg. (в) a перед группой согласных с r rd, rl, rn, а также перед rr на конце слова: ard (высокий), tharla (случилось), cearnog (площадь), cairde (друзья), fearr (лучше), barr (вершина). 5. а, o, u, á, ó, ú – широкие гласные. е, i, é, í – узкие гласные. 6. Основное правило ирландской орфографии «узкий с узким, широкий с широким». Если буква обозначает твёрдый согласный звук, то на письме он должен быть окружён широкими гласными с обеих сторон. Если буква обозначает мягкий согласный, то на письме он должен быть окружён узкими гласными с обеих сторон: coileach (петух), eitleán (самолёт) sionnach (лис), iontas (удивление) Таким образом, при сочетании на письме двух гласных одна из них часто не произносится, а лишь обозначает твёрдость или мягкость соседнего согласного. Однако в отдельных случаях сочетание гласных может читаться как дифтонг. Произношение одинаковых сочетаний гласных в начале слова и в корне слова может отличаться в диалектах разных регионов Ирландии. Все эти особенности орфографии и фонетики вызывают существенные затруднения при чтении сочетаний гласных в незнакомых словах. Правило «узкий с узким, широкий с широким» не соблюдается в некоторых наречиях на а, выражающих местонахождение, направление движения и обстоятельства времени: ansin (там, тогда), arís (опять) Более подробно вопрос произношения сочетаний гласных освещается в разделе «Правила и особенности произношения». 7. Лениция и эклипсис – характерные для кельтских языков фонетические изменения начальной согласной в корне слова, обусловленные грамматическими причинами. При лениции, которая исторически является выражением процесса придыхания, смычный согласный звук придыхается и заменяется соответствующим ему щелевым. На письме в гэльском шрифте лениция передаётся при помощи точки над буквой, обозначающей изменяемый согласный, а в романском шрифте современного ирландского литературного языка при помощи буквы h, которая пишется после изменяемого согласного. Сочетание этого согласного и буквы h обозначает получившийся в процессе лениции новый звук. В современном ирландском языке лениции подвержены девять звуков: p, t, c, b, d, g, m, f, s. Грамматические формы и правила, требующие лениции соответствующих звуков в различных частях речи, подробно рассмотрены в главе «лениция». 8. Под эклипсисом понимаются следующие изменения в начале слова: Начальный глухой согласный (p, t, c, f) переходит в соответствующий ему звонкий (b, d, g, bh [v]) Начальный звонкий согласный (b, d, g) переходит в соответствующий ему носовой сонорный (m, n, ng) К словам, начинающимся с гласной, добавляется n Эклипсис исторически восходит к назализации (произношению согласного в нос). При передаче эклипсиса на письме перед эклиптированным звуком, который сохраняется на письме, пишется буква, обозначающая звук, возникший в результате эклипсиса. Читается при этом только первый символ. 9. В современном ирландском языке эклипсису подвержены следующие звуки: p, t, c, b, d, g, f . p переходит в b (i bpáirc, в поле) t переходит в d (i dtír, в стране) c переходит в g (bhur gcairde, ваши друзья) f переходит в bh (ár bhfiacha долги наши) b переходит в m (i mbád, в лодке) d переходит в n ( i nDoire, в Дерри) g переходит в n ( i ngrá, в любви) Если слово начинается с гласной, в позиции эклипсиса пишется n (ár nAthair – отче наш). Грамматические формы и правила, требующие эклипсиса соответствующих звуков в различных частях речи, а также употребление начальных t и h подробно рассмотрены в главе «эклипсис». 10. Если ударный гласный соседствует с носовыми сонорными m, n, mh, ng, он произносится как носовой. 11. Когда определённый артикль an попадает в позицию между двумя гласными, n, как правило не произносится: ag an doras (у дверей), произносится как ag a’ doras fear an tí (у дверей), произносится как fear a’ tí ar an tsráid (на улице), произносится как ar a’ tsráid 12. Звук g в предлоге ag редуцируется и также может не произноситься, если предлог стоит перед отглагольным существительным, которое начинается с согласного: ag teacht (приходя) произносится a’ teacht ag rith (на бегу) произносится a’ rith Ударение В большинстве случаев в ирландском языке ударение падает на первый слог в слове, если в других слогах нет долгих гласных или дифтонгов: athair (отец), dúnaim (я закрываю), eolas (знание). Ударение падает на второй слог в следующих группах слов: (а) Наречия, главным образом выражающие местонахождение, направление движения и обстоятельства времени: abhaile (дома, домой), amach (наружу), amuigh (снаружи), amú (наружу), anall (оттуда), aneas (с юга), aniar (сзади и с запада), anoir (спереди и с востока), aduaidh (с севера), anocht (сегодня вечером), amárach (завтра), inniu (сегодня), inné (вчера), aréir (вчера вечером), arís (снова), isteach (внутрь), istigh (внутри), abhus (здесь), anseo (здесь, сюда), ansin (там, тогда), anois (теперь), cathain (когда). (в) В формах глагола bí : atá, atáim, atáimid, atáthar. (c) В словах cibé (любой, какой бы-то ни было), tráthnóna (вечер), iníon (дочь). (d) В некоторых заимствованных словах: tobac (табак), pianó (фортепьяно) и др. В случае, если в многосложном слове присутствует долгий гласный или дифтонг, возможны два способа произношения ударных слогов: (а) Ударение на первом слоге остаётся, при этом на слог с долгим гласным ставится дополнительное ударение. Ударение на первом слоге по силе считается основным. (b) Ударение падает на любой слог с долгой гласной, остальные слоги при этом остаются безударными.
|